Журнал “Дорогое удовольствие”
Декабрь-январь 2013-2014 г.г.
Приближается сезон зимних отпусков, насыщенный приятными мгновениями, которые дают нам силы пережить холодную зиму. Но на этот сезон, как правило, приходится и масса неприятных происшествий, которые могут испортить отдых. Наиболее распространенной из них, безусловно, остается задержка или отмена рейса. Проанализировав действующее законодательство, представляем вам небольшую инструкцию действий при возникновении данной проблемы. Она позволит минимизировать возможные потери и уменьшить психологическое напряжение вызываемое незнанием своих прав.
В случае задержки или отмены рейса, авиакомпания нарушает ваши права закрепленные Законом РФ «О защите прав потребителей» в части сроков оказания услуг авиаперевозки. Согласно статье 120 Воздушного кодекса РФ, за просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда (которая, для такого рода расчетов, составляет всего 100 рублей), за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы. Но «Общими правилами воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», установлено, что в случае перерыва в перевозке по вине авиаперевозчика, при задержке рейса или его отмене из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, а также в случае изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан бесплатно организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
• предоставить комнату матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
• организовать два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте, если ожидание вылета превышает два часа (это особенно актуально, когда задержка или отмена произошла за рубежом);
• обеспечить прохладительными напитками при ожидании отправления более двух часов;
• обеспечить горячим питанием, если ожидание отправления рейса составляет более четырех часов, далее — каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
• разместить в гостинице при ожидании вылета более восьми часов в дневное время и более шести часов — в ночное;
• доставить транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
• организовать хранение багажа.
Связанные с переносом рейса расходы в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ являются убытками пассажира, обязанность по возмещению которых будет лежать на авиаперевозчике, изменившем время вылета или отменившим рейс.
Помимо данных убытков пассажир, руководствуясь статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», вправе требовать и компенсации морального вреда, причиненного задержкой или отменой вылета.
Убытки, возникшие в связи с отменой или переносом авиарейса, пассажир может взыскать с авиаперевозчика, совершившего отмену или перенос. К подобным расходам относятся: разница в стоимости авиабилетов, стоимость услуг по проживанию, расходы на питание и т. д. Особенно важно сохранять все чеки и прочие письменные подтверждения произведенных затрат. Но важно в данной ситуации воздержаться от излишеств: в частности, при наличии авиабилетов экономкласса не покупать билеты в бизнес-класс. Подобного рода действия признают неразумными, а стоимостная разница не будет возмещена.
При следовании прямым рейсом из пункта отправления в пункт назначения, в случае его задержки или отмены вам следует:
1. Уточнить на стойке регистрации следующие данные:
• по какой причине отменен авиарейс;
• когда авиакомпания-перевозчик предоставит другой самолет;
• организует ли авиакомпания-перевозчик бесплатное питание, бесплатную связь (телефонную связь, факс, электронную почту), обеспечивает ли проезд до места проживания и само место проживания.
2. Если у вас есть багаж, получить его обратно либо попросить перерегистрировать его на следующий авиарейс. Чтобы это сделать, следует обратиться к сотруднику пункта регистрации, который снимет багаж с авиарейса. Далее багаж транспортируется в зону получения багажа, где его можно будет забрать, или он будет отправлен в службу потерянного багажа.
3. Предположим, время вылета следующего самолета вас устраивает, тогда надо перерегистрировать билет на новый авиарейс. В том случае если время отправки вас не устраивает, то вы имеете право сдать билет и потребовать вернуть деньги за него, написав соответствующее заявление в представительстве авиакомпании в аэропорте вылета.
4. Вы можете выбрать удобный для вас вариант ожидания следующего авиарейса. Можно отправиться домой, потребовать бесплатный отель и питание или переждать в зоне отлетов. Важно помнить, что если вам отказывают в бесплатном питании и проживании, вы вправе потратить на это свои личные деньги, которые впоследствии возмещаются при предъявлении соответствующих исковых требований к авиаперевозчику. Наш опыт также показывает, что судебные разбирательства можно и избежать – при грамотно составленном, с приложением всех расходных документов, претензионном письме, авиакомпании нередко в добровольном порядке компенсируют все расходы возникшие по их вине. Если же без суда спор с авиаперевозчиком разрешить нельзя, то тогда, с помощью специалиста, нужно выстроить правильный алгоритм действий, которые в результате дадут не только компенсацию всех понесенных расходов, но и сумму штрафа с авиаперевозчика, размер которого составить 50 процентов от взысканной судом расходов, а также проценты за просрочку выплаты компенсации, моральный вред и судебные расходы на представителя.
И все же мы надеемся, что вышеуказанная информация, обогатив ваш «багаж» правовых познаний, никогда не будет использована на практике. Желаем вам хорошего отдыха!